Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Центральная акцизная таможня

Интервью начальника АСТП ЦЭД ЦАТ Виктора Калашникова журналу "Таможенное регулирование. Таможенный контроль". «В штатном режиме»

Опубликовано: 14 ноября 2019 15:06

 

Калашников В. Д., начальник Акцизного специализированного таможенного поста (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни, в эксклюзивном интервью ТР.ТК рассказал о первых итогах работы этого таможенного органа нового формата.

— Акцизный специализированный таможенный пост (ЦЭД) Центральной акцизной таможни был открыт 14 февраля этого года. Каковы первые результаты?

— За семь месяцев, которые прошли с момента открытия ЦЭДа, оформлено свыше 29 тысяч деклараций на товары. В ЦЭДе осуществляется оформление ДТ по двум таможенным процедурам — выпуск для внутреннего потребления (ИМ-40) и экспорт (ЭК-10). Преобладает импортная составляющая — 91 % всего декларационного массива оформляется по процедуре выпуска для внутреннего потребления, оставшиеся 9 % составляет экспорт. Декларации по другим таможенным процедурам в ЦЭДе не оформляются в силу его специфики.      

 

Ключевой показатель работы таможенного органа — перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет, и на сегодня нами собрано в казну свыше 33 млрд рублей, соответственно, плановые задания, которые ежемесячно устанавливаются для ЦЭДа, мы выполняем. Что касается загруженности, если брать период с открытия ЦЭДа, в среднем на одного инспектора приходится 15 ДТ за рабочий день (разумеется, это средняя загрузка: все зависит от сложности той или иной декларации). В первые месяцы работы ЦЭДа, в силу объективных обстоятельств, нагрузка была гораздо выше, но постепенно, за счет прироста численности должностных лиц, она снижалась, и надеемся, вскоре дойдем до оптимального уровня — 10 ДТ в день на одного инспектора. Что касается сроков совершения таможенных операций, среднее время регистрации ДТ составляет около 22 минут, выпуска товаров — 2 часа 42 минуты, среднее время авторегистрации ДТ — 1,7 минуты, автовыпуска — 3,4 минуты.

Вот вкратце результаты, которых удалось достичь с начала функционирования ЦЭДа. Конечно, мы рассчитываем, что эти временные показатели и дальше будут снижаться.

— Какие основные проблемы возникали в начале работы?

— На первоначальном этапе одной из главных проблем была низкая укомплектованность должностными лицами, что, естественно, выливалось в замедление сроков совершения таможенных операций. Кроме того, информационно-техническая составляющая ЦЭДа только настраивалась: я имею в виду необходимость создания надежного канала связи, обеспечения корректной работы штатных программных средств, а также возникновение нештатных ситуаций (как в рамках ЦЭДа, так и на вышестоящих уровнях). Весь этот большой клубок проблем влиял на сроки совершения таможенных операций, минимизацию рисков и в конечном итоге на ускорение процесса оформления товаров.

Ведь бизнес прежде всего заинтересован в быстром обороте своих товаров, и мы со своей стороны должны способствовать ускорению товаропотока.          

К сожалению, на первоначальном этапе мы в силу названных объективных причин не имели возможности быстро осуществлять выпуск товаров. Но постепенно все эти организационные моменты нормализовались, в ЦЭД пришли специалисты, в том числе из функциональных отделов, быстро прошедшие переподготовку. В общем, можно сказать, что три месяца ушли «на раскачку», и в мае этого года был налажен штатный режим работы в плане как информационных систем, так и процесса оформления товаров.

— С 1 июля начался перевод на декларирование в ЦЭД алкогольной продукции и автотранспортных средств. Насколько безболезненно проходил этот этап?

— Что касается этапов, с 14 февраля в соответствии с утвержденным планом-графиком концентрации декларирования в ЦЭДе происходило постепенное подключение к этому процессу таможенных постов ЦАТ. С 14 февраля до 15 апреля были переведены участники ВЭД, осуществлявшие декларирование на таможенных постах Московского и близлежащих регионов (Крёкшинский акцизный, Донской, Алабинский, Пикинский, Егорьевский, Владимирский акцизный и Калужский акцизный таможенные посты). С 15 апреля до 1 июля в ЦЭД переводилось декларирование с «дальних» таможенных постов (Южный акцизный, Псковский акцизный, Брянский акцизный, Смоленский акцизный и Северо-Западный акцизный таможенные посты). И одновременно решались вопросы с переводом на декларирование в ЦЭД алкогольной продукции и прорабатывались возможности оформления того сегмента товаров, на которые выдаются паспорта транспортных средств, шасси транспортных средств и самоходных машин. Вопрос с алкогольной продукцией удалось решить задолго до 1 июля: сначала на декларирование в ЦЭД была переведена немаркируемая алкогольная продукция (пиво, пивные напитки, сидр), затем — подлежащая маркированию, при этом особых проблем с оформлением не возникало. Что касается категории товаров групп 84, 87 ТН ВЭД ЕАЭС, на которые в установленном порядке выдаются на бумажном носителе (бланке) паспорта транспортных средств, шасси транспортных средств, самоходных машин, а также осуществляется взимание утилизационного сбора, ситуация, пока остается в стадии переходного периода. Распоряжением ФТС России от 27 мая 2019 г. № 92-р разработан алгоритм взаимодействия должностных лиц ЦЭДа и таможенных постов фактического контроля при оформлении данной категории товаров, но на практике оно не работает.

— В чем проблема?

— Проблема заключается в сложности автоматизации процесса декларирования данной категории товаров. Алгоритмом действий, определенным распоряжением № 92-р, предписывается размещение электронных копий документов, необходимых для уплаты утилизационного сбора, в архиве юридических документов, расположенном в системе АИСТ (электронный архив декларанта). Однако он предназначен для просмотра размещенных там документов, и сотрудник таможенного органа не может подгрузить в него указанные в распоряжении копии. В связи с этим несколько иной вариант решения был предложен письмом ФТС России от 19 июля 2019 г. № 01-11/43474. Если в распоряжении № 92-р три составляющие: документы первоначально представляются на пост фактического контроля, затем осуществляют действия сотрудники ЦЭДа, а на завершающей стадии — снова пост фактического контроля, — то в обозначенном письме первый сегмент исключен. Электронные копии документов должны прикрепляться к декларации на товары, направляемой в ЦЭД, сотрудники которого и осуществляют все проверочные мероприятия по уплате утилизационного сбора. Но в этом случае также есть один неоднозначный нюанс, а именно: уплата утилизационного сбора — это не таможенная операция, при этом копии относящихся к ней документов должны прикрепляться к таможенной декларации. Сейчас мы проводим эксперимент по оформлению автотранспортных средств по данной схеме. Инспектор ЦЭДа оформляет импортную декларацию, списывает утилизационный сбор, о чем направляет сообщение на пост фактического контроля, где находится партия автомобилей. Сотрудник поста видит, что утилизационный сбор взыскан, и выдает участнику ВЭД на оформленные товары ПТС. Таким образом эта схема работает, но остается вопрос с правовой составляющей, так как данный порядок не совсем соответствует распоряжению № 92-р. В настоящее время мы ожидаем ответа от разработчиков системы АИСТ, можно ли использовать эту схему. А пока товары групп 84, 87 оформляются в прежнем порядке — на таможенных постах фактического контроля, так что проблем с выпуском нет.

— Автотранспортные средства, видимо, — самый сложный товар для таможенного оформления?

— Не скажу, что это сложный товар, за исключением сегмента дорожной и строительной техники, которая в основном относится к группе 84. Здесь сложность связана с классификацией данного товара: для правильного определения кода по ТН ВЭД, действительно, нужны специальные знания.

— Это возвращает нас к вопросу о ситуации с кадрами…

— На данный момент у нас работают 69 должностных лиц — это 58,5 % от определенной для ЦЭДа штатной численности. Процесс доукомплектования идет в соответствии со сроками, установленными сетевым планом-графиком, который утвержден Центральной акцизной таможней. Опасений в отношении исполнения сроков доукомплектования нет: к нам приходят выпускники Российской таможенной академии, проходят переподготовку должностные лица из функциональных отделов ЦАТ, изъявившие желание перейти на работу в ЦЭД, а также должностные лица из других таможен, в том числе имеющие большой опыт. Ожидаем, что в декабре штатная численность ЦЭДа составит свыше 90 %.

— Количество должностных лиц должно коррелироваться с темпами внедрения авторегистрации ДТ и автовыпуска товаров. Какова сегодня доля этих технологий?

— В ЦЭДе осуществляется практическая реализация технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров во взаимосвязи с технологией удаленного выпуска. В соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 г. на этот год запланированы по экспорту доля авторегистрации ДТ 70 %, автовыпуска товаров — 60, по импорту — 60 и 50 % соответственно.

По факту на сегодня по экспорту цифры, установленные Комплексной программой, мы превышаем: по экспорту доля авторегистрации ДТ составляет свыше 90 %, автовыпуска товаров — более 66 %. Пока не достигнуты показатели по импорту: доля авторегистрации ДТ составляет чуть более 43 %, доля автовыпуска — около 3 %.

— В связи с чем такая низкая доля автовыпуска при импорте?

— В силу алгоритмов, заложенных в работу Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, с одной стороны, и специфики наших товаров — с другой. В ЕАИС установлены алгоритмы контроля сведений, которые указываются в декларациях, но сведения в ДТ на подакцизные товары не могут полностью автоматически проходить проверку. Во-первых, при ввозе таких товаров взимается акциз, во-вторых, они могут подпадать под необходимость маркирования, в-третьих, существует перечень запретов и ограничений. К этому прибавляются менее существенные нюансы, например, условия сделки (она может быть безвозмездной), поставка образцов для проведения испытаний, сертификации и т. п. Однако в ближайшем будущем ожидается внедрение автоматического контроля таможенной стоимости. Если мы к этому придем, речь пойдет об оптимизации численности должностных лиц, причем не только ЦЭДа, но и функциональных подразделений таможни.

— Участники ВЭД могут помочь ускорению выпуска товаров?

— Не секрет, что любого участника ВЭД по большому счету и интересует лишь быстрый выпуск его товара. Для этого рекомендации с нашей стороны следующие: прежде всего должен быть представлен посредством размещения в электронном архиве декларанта прозрачный пакет документов, изучив который в процессе документарного контроля мы могли бы принять однозначное решение о выпуске товара. К сожалению, в большинстве случаев участники ВЭД не до конца понимают значимость обязательного перечня документов, которые декларант должен размещать в соответствии с условиями своей поставки. Часто несмотря на то, что условия поставки прописаны в договоре или контракте, эти документы в архиве не размещаются, соответственно, инспектору приходится их запрашивать и срок совершения таможенных операций увеличивается на время, необходимое декларанту на размещение в архиве запрошенных документов. Второй момент — качество декларирования по-прежнему «хромает»: очень много технических ошибок допускается на этапе декларирования, что влияет на сроки выпуска товара. В связи с этим работающим в коммерческих структурах стоило бы обратить внимание на уровень подготовки в учебных центрах, которые выдают аттестат специалиста по таможенному оформлению. И конечно, должна быть внимательность: не надо торопиться при заполнении декларации, лучше «семь раз отмерить, один раз отрезать».

— И много ДТ поступает с ошибками?

— Не скажу, что очень большой процент деклараций подается с ошибками. Тем не менее и незначительное количество ошибок влияет на скорость совершения таможенных операций, поскольку инспектор в каждом случае должен понять: это техническая ошибка или она допущена сознательно.

— На первых порах бизнес жаловался на недостаточную синхронизацию работы ЦЭДа и постов фактического контроля. Как сейчас обстоит дело?

— С этой проблемой мы действительно столкнулись на первоначальном этапе, и для ее решения практически сразу синхронизировали режим работы ЦЭДа с таможенными постами фактического контроля, прежде всего с теми, где в силу объективных причин должностные лица работают со смещенным графиком. В настоящее время в ЦЭДе три должностных лица работают с 11 до 20 часов, и пока это полностью перекрывает потребности в синхронизации с графиком постов. При достижении необходимой численности должностных лиц ЦЭД перейдет, скорее всего, на двухсменный 12-часовой режим (это будет зависеть от объемов декларирования), при этом информационно-технический отдел будет работать в круглосуточном режиме. Пока в силу объективных причин (необходимости штатного доукомплектования и подготовки) мы не можем перейти на сменный график. Но и сегодня со стороны участников ВЭД на режим работы жалоб нет.

— Участники ВЭД еще говорили о проблемах с обратной связью.

— Создание центров электронного декларирования изначально было нацелено на отсутствие общения должностных лиц, совершающих таможенные операции, с участниками ВЭД для исключения субъективности принимаемых решений и давления со стороны бизнеса на должностных лиц. Поэтому все сотрудники ЦЭДа контактов с участниками ВЭД не имеют. И надо отметить, работа стала менее нервной, потому что здесь в отличие от таможенного поста «общение» только с компьютером и посредством сообщений, которые информационная система позволяет отправлять и получать. Конечно, вопросы у декларантов все равно есть, и им необходимо определенную информацию получать, поскольку наши запросы, направляемые в электронном виде, декларант не всегда понимает (хотя, на наш взгляд, ничего сложного не запрашивается). В таких случаях контакт осуществляется только на уровне руководства — начальника (либо заместителей начальника) ЦЭДа с руководством таможенных постов фактического контроля. Мы обмениваемся информацией, которая интересует ту или иную сторону. Нас интересует прежде всего соблюдение сроков совершения таможенных операций, а также нам необходимо убедиться в достоверности заявленных в ДТ сведений для последующего контроля, то есть документы, поясняющие данную поставку, должны быть прозрачными. Для обеспечения этой прозрачности мы запрашиваем у декларанта тот или иной документ. В случае недопонимания со стороны декларанта к процессу подключается начальник таможенного поста фактического контроля, находящийся в контакте непосредственно с участником ВЭД, который и объясняет декларанту, что от него требуется. Следует отметить, что участники ВЭД, оформляющие подакцизные товары, в большинстве своем давно на этом рынке и уже привыкли к оформлению в ЦЭДе и новому формату взаимодействия с таможенными органами.

— Кому еще осталось привыкнуть к новым условиям?

— Осталось привыкнуть тем, кто сегодня оформляет на таможенных постах фактического контроля те категории товаров, декларирование которых в силу объективных причин в ЦЭД еще не переведены. Так, у нас пока нет компетенции оформлять драгметаллы, драгоценные камни, валюту и алкогольную продукцию (товарные позиции 2204–2208 ТН ВЭД ЕАЭС), происходящую из Республики Молдова и Грузии. После внесения в соответствующие приказы изменений о наделении Акцизного специализированного таможенного поста компетенцией по оформлению данных категорий товаров они также будут переведены на оформление в ЦЭД. Таким образом, полностью процесс концентрации планируется завершить после наделения ЦЭДа компетенцией по совершению таможенных операций в отношении названных категорий товаров, а также автотранспортных средств после решения проблемы с уплатой утилизационного сбора, о чем я сказал выше. Группы 84, 87 ТН ВЭД ЕАЭС составляют достаточно большой объем товаропотока, поэтому перевод этого сегмента на декларирование в ЦЭД позволит нам не только достичь, но и превысить целевые показатели, установленные Комплексной программой. На этот год доля концентрации декларирования в центрах электронного декларирования установлена в 60 %, и мы данный показатель и сегодня периодически превышаем, а полный перевод на декларирование в ЦЭД сегмента автотранспортных средств позволит этот уровень закрепить на постоянной основе.

 

Центральная акцизная таможня является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, компетенция которого ограничивается отдельными правомочиями для совершения таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров, перечень которых определяется ФТС России, и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности ЦАТ в пределах компетенции, определенной приказом ФТС России от 8 декабря 2006 г. № 1286 «Об утверждении Положения о Центральной акцизной таможне».

В регион деятельности ЦАТ входит четыре федеральных округа: Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказкий и свободный порт Владивосток. В структуре таможни функционирует 17 таможенных постов, которые расположены в четырех федеральных округах, из которых 12 располагаются в Центральном федеральном округе, два — в Северо-Западном, два — в Южном федеральном округе и один — на территории свободного порта Владивосток. В соответствии с приказом ФТС России от 11.12.2019 № 2016 «О Михневском акцизном таможенном посте Центральной акцизной таможни и внесении изменения в приложение к приказу ФТС России от 8 июня 2016 г. № 1142» с 14 февраля 2019 г. в структуре ЦАТ начал функционировать Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования).

Оценить